Главная \ Психиатрия и архитектура \ АРХИТЕКТУРА И ТИП ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Психиатрия и архитектура

« Назад

АРХИТЕКТУРА И ТИП ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА  06.06.2015 17:38

Как это не парадоксально, психиатрические навыки и знания позволяют эффективно решать архитектурные и дизайнерские задачи. Происходит это потому, что психиатрия основывается на знании глубинных механизмов восприятия окружающего мира. Она учитывает совершенно конкретную физиологию человека, его инстинктивные реакции, анатомические и биохимические особенности и одновременно оперирует отвлеченными абстрактными понятиями из области психологии и философии.

5zWfesxpXicИспользование так называемого феноменологического подхода в психиатрии позволяет исследователю «вчувствоваться» в душевный мир другого человека для понимания его истинных потребностей, его индивидуального внутреннего мира, его индивидуального восприятия окружающего нас внешнего мира. Феноменологический подход ближе всего к тому, что йоги называют «самаямой» - идентификацией себя с предметом познания. Владеющему самаямой для ответа на вопрос раскроется ли бутон розы при северном ветре не нужны формальные знания ботаники или многочисленные опыты наблюдения за поведением цветов при разных температурах, вместо этого йог визуализирует образ розы, т.е. «мысленно превращается в цветок», что позволяет ему «физически» и ощущать все то, что испытывает роза под порывами северного ветра.

Наиболее проблемные точки архитектуры заключены, как это ни странно, не в самой архитектуре, а во взаимопонимании архитектора и заказчика. Огромное количество великолепных, с восторгом принимаемых архитектурным сообществом проектов, оставляют заказчиков совершенно равнодушными и наоборот абсолютная безвкусица, порой вызывает у заказчиков единодушное одобрение. Проще всего было бы обвинить заказчика в недостатке образования или неразвитом эстетическом вкусе. Помимо того, что такой взгляд неминуемо приводит в тупик хотя бы потому, что дизайн и архитектура из всех искусств пожалуй самые прикладные, он еще и не позволяет разобраться в этом вопросе по сути. Именно интуитивное понимание сути внутренних ощущений заказчика позволяет великим зодчим быть востребованными без каких бы то ни было Ry2hYc_GWhwзаигрываний с заказчиком и сохранением своих собственных эстетических воззрений. В стильных архитектурных формах им удается соединить высокое искусство, которое всегда абстрактно, с конкретными «приземленными» потребностями заказчика. Но интуиция вещь капризная и непредсказуемая. Поэтому очевидна потребность в каких-то иных способах взаимопонимания между архитекторами и заказчиками. На мой взгляд, именно психиатрия, как нельзя более лучше, подходит для этой цели. Отталкиваясь от внутреннего мира человека, типологии его личности или особенностей его чувственного восприятия можно указать необходимый алгоритм проектирования среды обитания именно этого человека. Конечно, на этапе предпроекта и в процессе дальнейшей работы архитектор многократно спрашивает заказчика о его видении будущего сооружения. Заказчик, конечно, множество раз добросовестно пытается объяснить архитектору на словах, чего же он все-таки хочет. После множества словесных уточнений техническое задание все-таки удается сформулировать. Строго согласуясь с этим заданием начинается работа над проектом. И в большинстве случаев вскоре выясняется, что задание не соответствует сути внутренних ощущений заказчика, он «совершенно не то имел ввиду!». Начинаются конфликты. Суть этих конфликтов состоит в том, что архитектор и заказчик относятся к разным типам личности и разговаривают «на разных языках». К сожалению, в архитектурных ВУЗах не только не учат способам оптимального общения с заказчиком, но даже не догадываются, что это, пожалуй, главное, чему надо учить.

8kyBRl6H2mcСуществуют телесные, аффективные, идеаторные и гармоничные личности. И каждая из этих личностей усваивает и передает информацию своим собственным способом, то есть «разговаривает на своем собственном языке». В нейролинвистическом программировании (НЛП) это называется «преобладающей модальностью».

Телесная личность – это личность, усвоение и обмен информацией у которой происходит с опорой на телесные ощущения. Такой человек пока не потрогает все своими руками, пока не ощутит тепло или холод от предмета, пока не почувствует некоего физиологического изменения, вызываемого предметом или явлением, не понимает с чем он имеет дело. Типичными представителями этого типа являются герои Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль. Если Вы хотите, чтобы такой человек Вас понял, разговаривайте с ним на «языке тела». Никакой другой язык ему недоступен.

Аффективная личность – это личность, усвоение и обмен информацией у которой происходит с опорой на эмоции. Пока, что-то не вызвало у него бурной эмоции (неважно положительной или отрицательной), для него фактически «ничего не произошло». Для такого человека красивым кажется интерьер, с которым связаны интенсивные положительные эмоции; некрасивым - тот, где он переживал отрицательные. С такой личностью надо разговаривать на языке эмоций, вызывать их любыми способами, иначе он вас «не услышит».

Идеаторная личность – это личность, усвоение и обмен информацией у которой происходит с опорой на мышление. Такой человек может усвоить информацию только если она укладывается в его голове в виде мыслительных схем. Идеаторные личности подразделяются на 2 типа: левополушарные и правополушарные.

Левополушарные идеаторные личности – это личности у которых усвоение информации происходит преимущественно через левое полушарие. Это логики, математики, рационалисты.

Правополушарные идеаторные личности - это личности у которых усвоение информации происходит преимущественно через правое полушарие. Это люди мыслящие образами. Как раз к этой категории и относится большинство архитекторов и художников.

Гармоничная личность – это личность, равномерно совмещающая в себе все три описанные ранее модальности. Это идеальный вариант. Такой человек может легко говорить на любом из трех языков (на языке тела, эмоций или мышления). Если хотя бы кто-то один, архитектор или заказчик, является гармоничной личностью – они договорятся. Но случается такое сочетание не так уж часто.

hKjY7KliKywЧаще происходит несовпадение и в результате взаимные обиды и неудовлетворенность друг другом. Хороший архитектор или дизайнер, на мой взгляд, обязан в совершенстве владеть «иностранными языками». Но этого мало, он еще должен определить? к какому типу личности относится клиент и уже тогда разговаривать на привычном для клиента языке. Известный московский архитектор Саша Левинсон как-то жаловался на одного из заказчиков: «представляете, я ему подготовил полный пакет чертежей, схем, планов, рисунки в 3D, он все это просмотрел и говорит, за что я тебе заплатил деньги?». Я расспросил Сашу о заказчике и все стало понятно. Заказчик явно относился к телесному типу личности и, естественно, идеаторные концепции Ливенсона до него просто не доходили. Вместо этого надо было сделать макет, чтобы клиент смог потрогать руками бархатные креслица, ощутить шелк занавесочек и холод мраморной облицовки. Но, к сожалению, архитекторов этому не учат!

Поэтому, если хотите найти хорошего архитектора - найдите хорошего психиатра!