« Назад
Валеология 31.07.2015 09:20
Валеология - от латинского valeo — «быть здоровым», это «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека. Термин «валеология» был введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук, И. Брехманом.
В конце 90-х годов 20 века возрастает популярность валеологии. Появляется множество литературы и учебников по этой теме. Учебные материалы по валеологии наполнены такими понятиями как «медитация», «инь и ян», практиками эзотерики, нетрадиционной медицины и психокультов, включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж», учения Порфирия Иванова, каббалистики и герметизма. Это вызвало резкую критику со стороны академической науки и Русской православной церкви. В результате в 2001 году Министерствами образования России было принято решение об исключении предмета и специальности «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. В настоящее время преподавание предмета «Валеология» в России является следствием инициативы отдельных образовательных учреждений: существует несколько кафедр и даже один институт валеологии, например, кафедра валеологии МГТУ им. Н.Э.Баумана (на факультете биомедицинских технологий).
В Белоруссии последователями учения Порфирия Иванова на государственном уровне предпринимались попытки внедрить в систему образования преподавание программы «Валеология», в настоящее время в стране предмет сохраняется в средних общеобразовательных школах как факультатив.
Приверженцы валеологии ставят перед собой прямо противоположную медицине задачу – заниматься не болезнями и способами их лечения, а здоровьем и способами его поддержания. Стремление валеологов найти для валеологии область применимости, принципиально отличающуюся от медицины, привело к включению в состав валеологии самых разных, подчас не сочетающихся друг с другом альтернативных официальной медицине концепций и подходов. Конечно, никакой разумный человек не станет возражать против основного положения валеологии о том, что гораздо целесообразнее тратить силы и средства на приобретение и сохранение здоровья, чем на его восстановление. Против этого никто не возражает, более того одной из основных задач официальной медицины всегда считалась профилактика болезней. Почему же большая часть медиков крайне негативно настроена к валеологии?
Во-первых, шарлатанов и в официальной медицине хватает. Но здесь существуют хоть какие-то механизмы, противодействующие им на научном и юридическом уровне. Что я понимаю под шарлатанством, прикрывающимся красивым словом «валеология». Это, например, учебники валеологии практически все построенные по одному принципу: подробнейшим образом описаны взятые из разных областей общие сведения, сами по себе совершенно верные, но никак друг с другом не объединенные и не имеющие никакого практического приложения. Или чего стоит, скажем, такая фраза из руководства по валеологии, претендующего на научный труд - «положительные сдвиги в системе онкологической защиты организма пропорциональны стажу занятий бегом». Какие именно сдвиги, чем это доказано, кто автор подобных заявлений? Можно приводить еще множество примеров, но Вы можете найти их раскрыв любой учебник по валеологии.
Во-вторых, на настоящий момент в валеологии не существует кокой-то единой концепции, позволяющей объединить очень разные, порой стоящие на принципиально разных отправных точках, системы оздоровления. Как, например, можно объединить кабалистику с учением Порфирия Иванова?
В третьих, в обществе существует некие сложившиеся веками традиции и любое кардинальное изменение этих традиций и взглядов на жизнь вызывает у большей части общества иррациональное отторжение. Это в целом неплохо, потому, что представляет собой универсальный предохранительный механизм, позволяющий оставлять только действительно нужные человеку, проверенные временем рецепты выживания. Прогресс все равно идет и в области науки о здоровье, хотим мы этого или нет, происходит постепенное пополнение арсенала средств, способствующих удлинению и улучшению качества жизни. В качестве примера можно привести практически повсеместное использования населением зубных щеток, хотя еще 100 лет назад, процент чистящих зубы был значительно меньшим.
Хочу отчетливо определиться в своем отношении к валеологии. В том виде, в котором эта область знаний существует на настоящий момент, признать ее наукой я бы не решился. Однако, что делать с декларируемой валеологией главной задачей – «быть здоровым»? Под этим принципом я, как и всякий разумный человек, подписался бы с чистой совестью. Остается только решить, как совместить стремление «быть здоровым» с непризнанием валеологии как науки. Мне кажется, что если врач видит свою задачу не в возврате больного к состоянию, которое у того было до начала болезни, а приведение его к такому идеальному состоянию, которое у него должно быть – это и есть использование валеологических подходов. Например, человек всю жизни имел избыточный вес, у него развилась гипертония и он, в конечном счете, получил инфаркт миокарда. Стандартный подход кардиологов заключается в том, чтобы устранить последствия инфаркта и по возможности стабилизировать артериальное давление такого больного с помощью гипотензивных средств, которые он должен принимать всю оставшуюся жизнь. Конечно, врач советует такому больному, «по возможности» снизить избыточный вес, но он всерьез не ставит ни перед собой, ни перед больным задачу, довести этот вес до идеального, отказаться от приема гипотензивных средств и сделать из бывшего пациента чемпиона мира. А между тем именно такую задачу и должен ставить перед собой врач, разделяющий валеологические принципы. К сожалению, за всю жизнь я встречал лишь нескольких врачей, мыслящих валеологически. Одним из таких врачей был выдающийся окулист Святослав Николаевич Федоров, в институте, он читал нам курс глазных болезней. Уже на первой лекции Федоров высказал поразительную и совершенно нестандартную для врача мысль: «если приходится делать операцию на глазах, то отличным результатом считается, если хирургу удается максимально восстановить свойства глаза, которые были до начала заболевания. А между тем, с точки зрения физики глаз не является идеальным оптическим прибором. Так почему бы, раз уж мы все равно делаем операцию, не исправить его природные недостатки и сделать глаз идеальным оптическим прибором?». На мой взгляд, именно такого стратегического видения человеческого организма существующей в настоящее время валеологии и не хватает. Я вижу перспективы развития валеологии в первую очередь именно в разработке стратегий здоровья. Поскольку нервная система – это основная система управления организмом человека, то валеологически ориентированные исследования психики могут оказать в этом деле неоценимую помощь. По крайней мере в своей научной и практической деятельности я исхожу из таких предпосылок.
|