Психиатрия
« НазадДИНАМИКА СМЫСЛООБРА30ВАНИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА АРХИТЕКТОНИКУ ЛИЧНОСТИ 06.06.2015 14:27Психическая жизнь человека в полной мере подчиняется общефизическим и общебиологическим законам. Одним из проявлений таких фундаментальных законов природы является ее цикличность. Каждый новый жизненный цикл представляет собой завершенный и совершенно автономный отрезок психического существования. Он имеет свою собственную иерархию ценностей, темп и ритм, стереотип развития и длительность. В процессе перехода от одного психического цикла к другому происходит накопление критической массы психических признаков, мгновенное преобразования их количества в новое качество и дальнейшее преобразование этого качества для последующего перехода в очередной психический цикл. Переход из одного жизненного цикла в другой сопоставим с моментом физического рождения человека или образованием во вселенной новой звезды. Многие принципы и обстоятельства подобных физических явлений могут быть хорошо описаны и поняты с позиции глобальной теории катастроф (Арнольд В. И. ,1990; Zeeman E. C. ,1976). Если говорить очень просто, теория катастроф говорит о том, что кардинальные изменения во всех природных процессах происходят не постепенно, а мгновенно. Когда накапливается критическая масса новых признаков в какой-то момент процесс резко переходит в другое качество или на другую ступень, причем когда произойдет этот катастрофический переход вычислить можно, а вот в какое новое качество перейдет состояние прогнозировать практически невозможно. Удачные попытки осмысления фундаментальных психических сдвигов с привлечением основных принципов теории катастроф уже были предприняты (Sabelli H. C. ,1989, 1990). Одним из основных выводов данных исследований является представление о дискретности отдельных «психических жизней». Ключевым моментом перехода из завершенной «психической жизни» в новую является момент смыслообразования. Мгновенное возникновение нового смысла по сути и является фактическим моментом начала новой жизни, точкой кристаллизации всей ее будущей психической структуры. В настоящей работе предпринято исследование динамики смыслообразования и ее влияния на архитектонику личности в случае такого психоактивного действия как альпинизм. Данное исследование проводилось на материале экстраординарных переживаний 94 здоровых добровольцев мужчин из числа спортсменов- Прежде всего введем некоторые дополнительные понятия и воспользуемся для наших целей предложенной Е. А. Брюном (1993) типологией личности, рассматривающей личность в виде круга, разделенного на 3 сектора- составляющие: идеаторную, аффективную и телесную. Преобладание той или иной составляющей дает ту или иную "чистую" или "смешенную" личность - "гармоничную ", "идеаторную", "аффективную", "телесную" или "идеаторно- аффективную", "телесно- идеаторную" и т. д. Основным свойством данной Итак, рассмотрим динамику изменения личностной конфигурации в процессе смыслообразования у "гармоничной" личности на примере "типичного" альпинистского восхождения. Напомним, что для "гармоничного" типа личности наиболее устойчивой и естественной является конфигурация напоминающая эмблему Мерседес-Бенц, при которой все сегменты мозаики равны. При описании различных фаз личностной трансформации кроме изменений в телесной, аффективной и идеаторной сфере дополнительно будем обращать внимание на изменения в восприятии ощущения времени. Этот параметр представляет для нас интерес поскольку с одной стороны позволяет удачно структурировать картину разнообразных психических переживаний в процессе психоактивного действия, а с другой, говорит о глубине дереализации- деперсонализации в тот или иной момент процесса, т. е. косвенно указывает на степень погруженности личности в альтернативное состояние сознания.
1 Фаза. Характеризуется неуклонным нарастанием физиологических нагрузок на так называемом подходе к началу маршрута. (Подход обычно заключается в движении альпиниста по тропе или рельефу умеренной сложности с плавным набором высоты в свободном темпе и с максимальным весом рюкзака. Подход в среднем занимает от 2 до 6-8 часов). Восприятие характеризуется выраженными телесными ощущениями, имеющими, как правило, болезненную или тягостную окраску. Происходит так называемое врабатывание: постепенное привыкание к тяжести рюкзака, мышечной боли, неприятным тактильным ощущениям от струящегося по телу пота, трущим деталям снаряжения, телесному дискомфорту, связанному с погодными условиями ит.п. Аффективная составляющая характеризуется бинарностью Чем выше степень профессионализма альпиниста, тем легче у него формируется именно бинарный аффект. Альпинисты невысокой квалификации с большей легкостью склонны давать чистые аффекты, как положительного так и отрицательного знака. Бинарный аффект можно охарактеризовать как тревожные опасения за правильность подготовки восхождения, выбора маршрута и снаряжения, Идеаторная составляющая минимальна. Представлена обычно свободно текущим потоком ассоциаций, обрывками разнообразных мыслей и воспоминаний, невозможностью ментальной концентрации. Восприятие времени в этой фазе процесса неравномерно: в основном оно умеренно замедленно, периодически (на фоне усиления тревожного компонента аффекта) происходит ускорение восприятия "внутреннего" времени, возможны его остановки (при усилении эмоционального подъема, например, при привлечении внимания особо красивым пейзажем). В целом время воспринимается все же более растянутым и замедленным (примерно в 1,5- 2 раза) чем реальное астрономическое.
2 фаза. Представляет собой логическое развитие и завершение процессов, начавшихся в 1 фазе. Это происходит при окончании подхода и начале работы на маршруте (т. е. на собственно восхождении). Телесные ощущения дезактуализируются, изредка появляясь в восприятии только в случае потери равномерности темпа восхождения или какой- либо оплошности (например, ушиба при неловком движении). В конце фазы телесные ощущения практически полностью угасают: исчезает болевая и температурная чувствительность, вегетативные ощущения также перестают восприниматься чувственно. Восприятие, а точнее фиксация телесных ощущений происходит лишь идеаторно. Аффективная составляющая прогрессивно увеличивается. Бинарный аффект становится глубже и богаче, расширяется его спектр. Присоединяются такие составляющие как страх, злоба, агрессивность. Неуклонно нарастает его напряженность . Идеаторная составляющая редуцирована до минимума. Течение времени ускоряется в 2- 3 раза. "Оно летит со скоростью курьерского поезда". Окончание фазы сопряжено с максимальным ускорением времени, "оно как бы разматывается в пространстве все ускоряясь и ускоряясь и наконец исчезает".
3 фаза. Характеризуется длительной изнуряющей работой на грани возможного, неуклонным нарастанием физических и технических сложностей. Телесные ощущения притупляются и практически совершенно исчезают из области восприятия. Исчезает болевая и температурная чувствительность (например, в таком состоянии альпинист нередко получает травмы или обморожения конечностей, совершенно "не обращая на это внимания". Аффективная составляющая достигает своего апогея. Бинарный аффект стоек, напряжен, подчиняет себе все существование человека. Запредельное физическое и психическое напряжение зачастую удается удерживать лишь с помощью "запредельных эмоциональных выбросов". По образному выражению одного из испытуемых, аффективное состояние напоминает «туго натянутую струну, вот-вот готовую лопнуть». Идеаторная составляющая в этой фазе практически совершенно исчезает. Время останавливается и «растягивается в пространстве». Личностная диаграмма в 3 фазе выглядит так. См. Рис.4
4 фаза. Состоит из 3 последовательных моментов. Момент "А" (или "момент смысловой личностной смерти"). Обычно имеет место в момент прохождения наиболее Внутреннее психическое пространство исчезает,"схлопывается", превращается в ничто. На наш взгляд, в данном случае можно говорить о "переживании момента смерти", смерти индивидуума и смерти вселенной. Момент "В" (или "момент первичной смысловой вспышки"). Возникает практически сразу за моментом "А", практически одновременно с ним, и является как бы звеном в цепной реакции смыслообразования. Подчеркнем, что предшествующий ему момент "А" является "спусковым крючком" всей реакции, и без такого спускового крючка момент "В" в принципе возникнуть не может. Как мы уже говорили "единичный квант смысла" представляет собой цельное, неделимое и немодифицируемое, мгновенно возникающее образование. В это мгновение личность импульсом возрождает весь спектр своих ощущений: телесных, аффективных, идеаторных. Все прежние ощущения и система их оценки остается в прошлой личности, новая личность рождается со своими собственными ощущениями и впоследствии сформирует свою собственную систему их оценки. В момент смыслообразования этой системы еще нет. В восприятии времени следует отметить интересный феномен. Чувство времени по-прежнему отсутствует - "время замерло". Но одновременно с этим временную пустоту мгновенно пронзает ощущение какого-то движения, интуитивной догадки чего- то случившегося. Ближе всего к этому феномену стоит, на наш взгляд, "сенсация", в понимании великого советского психиатра А. К. Ануфриева (1979). «Сенсация» - это когда неожиданно происходит рефлексивная фиксация того, что снаружи или внутри тебя что-то изменилось, что-то произошло, что-то «стало не так, как было мгновение назад». В этот момент еще не возможно осознать, что именно произошло, но интуитивное ощущение изменения безусловно. Момент "С" (или момент "объемного смыслового взрыва"). Является третьим, замыкающим звеном в цепной реакции квантового смыслообразования. Вспыхнувшие в предыдущем моменте "В" ощущения прогрессивно нарастают гармонично захватывая все три сегмента личностной составляющей и, наконец, заполняют собой все психическое пространство индивидуума. Ощущения субъекта при этом характеризуются глобальностью переживаний, резко повышенным фоном настроения значительным ассоциативным ускорением, отставанием моторики от идеаторного ускорения. Эти ощущения, таким образом, вполне могут быть квалифицированы как экстатические. Возникает внутреннее ощущение времени. Скорость его течения начинает плавно возрастать.
5 фаза. Ставшая уже привычной и совершенно автоматической работа на маршруте продолжается. Внешне все может оставаться по-прежнему, однако внутреннее содержание психического пространства личности вновь меняется. Родившаяся в предыдущей фазе новая личность начинает осваивать свое новое личностное пространство. Именно в данной фазе сначала формируется ее система оценки ощущений и затем производится такая оценка. Поскольку оценочная функция есть функция идеаторная, то совершенно естественно происходит интенсивная загрузка идеаторной сферы, в ущерб соматической и аффективной. Таким образом, личностная конфигурация вновь кардинально меняется. Соматический и аффективный сегменты уменьшаются практически до нуля (хотя эмоциональный фон по инерции продолжает оставаться приподнятым), в то время как ассоциативный заполняет собой все личностное психическое пространство. Психическая жизнь здесь происходит в режиме "внутреннего диалога", вопросов и ответов на самые животрепещущие темы, построении новой личностной идеологии и смысловой архитектоники. По терминологии В. В. Налимова (1989) такой идеаторный процесс можно было бы обозначить как «процесс формирования новых текстов». Суть происходящего в этой фазе пожалуй как нельзя лучше определяется библейским изречением - "вначале было Слово, и слово было Бог". Течение времени на протяжении всей этой фазы ускорено в 2- 3 раза.
6 фаза. Представляет собой естественный процесс освоения и угасания нового смысла, стабилизацию познавательной активности. Идеаторная составляющая уменьшается. В свою очередь аффективная и телесная составляющие начинают вновь увеличиваться в объеме. Происходит естественная гармонизация личностной конфигурации. Вновь обретенный смысл становится совершенно естественным и привычным, потребность в его дальнейшей разработке исчезает. Личность стабилизируется в своей генетически закрепленной конфигурации. Восприятие времени становится обыкновенным. Таким образом, круг замыкается, кратковременное изменение конфигурации личностной мозаики в процессе смыслообразования завершилось, личность вернулась к своему прежнему виду, но на более высоком инфомационно-энергетическом уровне.
Попробуем кратко суммировать все изложенное выше факты и попытаемся обнаружить некоторые закономерности. Все личности, в зависимости от того, с опорой на какой сегмент психической сферы, происходит у них смыслообразование и усвоение информации, подразделяются на 4 основных типа: телесные, аффективные, идеаторные и гармоничные. Тип личности - понятие врожденное и неизменное в течение всей жизни, однако процесс смыслообразования всегда сопряжен с кратковременным целенаправленным изменением личностной конфигурации. В динамике подобных трансформаций прослеживаются 6 последовательных состояний или фаз процесса. В первой фазе существование гармоничной личности происходит исключительно на уровне телесных ощущений, эта составляющая психической сферы становится максимальной, в то время как аффективная и идеаторная составляющие почти полностью редуцируются. Затем, во второй фазе телесные ощущения угасают, но аффективная составляющая начинает стремительно нарастать. Идеаторная составляющая по прежнему редуцирована. Третья фаза приводит телесный и идеаторный сегмент личности к нулю, аффективная составляющая максимальна. Личность становится исключительно аффективной, аффективное содержание особого свойства (так называемый бинарный аффект) заполняет всю ее психическую сферу. На этом заканчивается подготовительный этап личностной трансформации, предшествующий собственно смыслообразованию. Четвертая фаза, являющаяся квинтессенцией смыслообразовательного процесса, условно может быть разделена еще на 3 момента. Момент "А" - представляет собой "момент смысловой смерти", когда все внутреннее и внешнее психическое пространство мгновенно сжимаются превращаясь в ничто. Это формальное уничтожение личности, на самом деле приводит к колоссальной энергетической концентрации и является триггерным механизмом, для активизации следующего звена цепной реакции смыслообразования. Момент "В" или "момент первичной смысловой вспышки" - это выброс, накопившейся и сжатой как пружина энергии, когда из небытия дискретно возникает абсолютно новый личностный смысл. Он еще Порядок смены доминирования активности психических сфер в процессе смыслогенеза очень напоминает периодизацию этапов психического развития ребенка в онтогенезе . Вначале развивается его моторная сфера, затем возникает сенсо-моторный этап развития, затем аффективный, и наконец идеаторный. Это указывает на идентичность базовых механизмов развития психической сферы человека на разных ее уровнях. Видимо принципы, лежащие в основе онто и смыслогенеза универсальны и повторяемы. Это не удивительно если исходить из того, что многие структурные элементы нашей психики строятся на основах фрактальности, то есть самоподобия и повторяемости . Особого внимания заслуживают критические точки процесса и триггеры, расположенные в этих точках. Первым триггером служит бинарный аффект, запускающий подготовительный этап смыслообразования. Существование в зоне запредельных эмоциональных переживаний полярного свойства по своей сути является крайне нестабильным. Это состояние хорошо описывается с позиции теории катастроф. Из теории катастроф следует, что если сжимать упругую металлическую пластину с нарастающей силой, то в какой-то момент она прогнется. Можно очень точно предсказать момент прогиба, однако в какую сторону прогнется пластина предсказать в принципе невозможно. В нашем случае можно говорить, что у каждого человека существует, по-видимому, максимально возможная точка напряженности бинарного аффекта, после которой процесс скачкообразно переходит в следующюю фазу. Детерминирована ли эта точка генетически или она зависит от неких внешних условий пока неясно. Ясно лишь, что без прохождения личности через запредельные эмоции полярного свойства первый триггер не срабатывает и следовательно смыслообразование не происходит. Вторым триггером является момент смысловой смерти на этапе собственно смыслообразования. Если продолжить аналогии с физическими теориями, то это состояние походит на коллапс замкнутой вселенной и образование на ее месте так называемой сингулярности. Сингулярность это то, что осталось от вселенной после коллапаса - ее сжатая до нуля масса. Такая точечная масса содержит в себе огромные запасы потенциальной энергии, которая и будет выплеснута в пространство на следующем этапе жизненного цикла бесконечно осциллирующей вселенной. В подобной аналогии для нас важным является то, что образование "смысловой сингулярности" оказывается вторым триггером процесса. С этого момента смыслообразование уже нельзя остановить - оно неминуемо. Кроме того смысловая смерть, которая по формальным признакам представляет собой полное исчезновение информации, пустоту, на самом деле в потенциальном виде содержит в себе всю будущую информационную начинку нового смысла и его энергетическое обеспечение. Из этого следует, что не смотря на принципиальную невозможность прогнозирования сути нового смыслообраза, имеется теоретическая возможность стимуляции или торможения процесса его возникновения. Для чего это нужно? Стимуляция появление нового смысла целесообразна в случае личностных кризисов, представляющих собой экзистенциальные тупики, в которых прежний смысл уже исчерпан, однако существование человека все еще продолжает происходить в соответствии с этим смыслом. Конечно замена "состарившегося" смысла новым не может гарантировать прямолинейного движения личности к некоей логической цели, однако безусловно может гарантировать личности ощущение полноты жизни и истинное развитие ее потенциальности. Кроме того при неудачном новом смысле, можно воспользоваться тем же алгоритмом и ускорить появление следующего. Торможение возникновения нового смысла, видимо, может быть целесообразно при идеальном совпадении существующего в данный момент "действующего" смысла с этико-нравственно- интеллектуальными представлениями личности или для специфических психотерапевтических целей. Из вышеперечисленного следует, что активное влияние на смыслогенез возможно с помощью стимуляции бинарного аффекта и смысловой смерти. Т. е. вопреки расхожему мнению экстремальные переживания не только не вредят правильному и гармоничному развитию личности, но сознательно стимулируемые в определенных точках развития наоборот способствуют преодолению личностных кризисов. Такие теоретические предпосылки могут перевернуть многие устоявшиеся представления о принципах психотерапии, педагогических и психологических воздействиях.
Выводы.
включению их триггеров и беспрепятственному переходу личности на следующий информационно-энергетический уровень.
|