« Назад
СУИЦИД У ПОДРОСТКОВ 13.06.2015 12:01
Человек - странное создание: только он способен на самоубийство, только ему присуще загадочное влечение к смерти - никакому другому живому существу это не свойственно. Среди животных наблюдаются похожие явления, например, киты, выбрасывающиеся на берег или козы, бросающиеся в пропасть, но у животных самоубийства обусловлены патологическими инстинктами. У человек стремление к саморазрушению, очевидно, каким-то образом заложено в генетическую карту памяти - если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то некоторые люди, наоборот, изо всех сил стараются испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с ней. Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие "инстинкт смерти" - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек.
Термин «суицид» ввёл в научный оборот в 1642 году английский врач и философ Томас Браун (1605—1682) он образовал его от латинского sui (себя) и caedere (убивать). Понятие «самоубийство» предусматривает осознанность действий, предпринятых человеком для лишения себя жизни. Таким образом, самоубийство — явление, свойственное только людям.
Самоубийства занимают восьмое место в мире в списке причин смерти и первое место среди насильственных смертей. Каждые 40 секунд в мире один человек добровольно расстаётся с жизнью. Ежедневно в мире добровольно уходят из жизни около 3 тыс. человек. Ежегодно около одного миллиона человек в мире погибают из-за суицидов, от 10 до 20 миллионов — совершают попытки». Прогнозируется, что к 2020 году количество самоубийств в мире вырастет до 1,5 млн в год.
В настоящее время Россия занимает третье место в мире по количеству самоубийств на душу населения. По методике ВОЗ, уровень суицида в России по-прежнему оценивается как критический. Ежегодно 24 тыс. россиян кончают жизнь самоубийством. Каждый третий российский самоубийца делает это, находясь под действием наркотиков.
Всегда удивляли люди, которые кончали жизнь самоубийством, особенно молодые. Идти на самоубийство, когда тебе 15-16 лет? Когда жизнь только-только начинается? Это немыслимо. Тем не менее в последнее время в России участились случаи самоубийств именно среди подростков. Согласно докладу ЮНИСЕФ «Смертность подростков в Российской Федерации», российские подростки чаще своих сверстников из других стран совершают суициды. Если в мире подростки 15—19 лет совершают в среднем 10 случаев суицида на 100 тыс. населения в год, то в России в 2008 году — 38 случаев. Пятая часть подростков в возрасте от 15 до 19 лет страдают депрессией, мысль о суициде появляется у 45 % девушек и 27 % юношей. Большая часть самоубийств среди подростков совершается летом и весной. Наиболее опасный возраст — с 14—15 лет и выше. Незавершённые суицидальные попытки чаще всего отмечаются у мальчиков 17 лет — 32 %, 16 лет — 31 %, 15 лет — 21 %. 40 % суицидентов воспитывались в неполных и/или неблагополучных семьях, однако причинами самоубийств являются не только семейные конфликты, связанные с неправильным воспитанием или пьянством одного из родителей, но и проблемы подростков в отношениях со сверстниками. Около 95 % подростков-самоубийц имеют психологическое расстройство на момент его совершения. Факторы, которые увеличивают риск суицида среди подростков, включают раннюю алкоголизацию и употребление наркотиков. Подростки начинают употреблять пиво в среднем с 13 лет, это влечёт нарушения в психике.
В настоящее время особую роль в формировании «культа» самоубийства играет Интернет. Существует множество виртуальных «клубов самоубийств», где даются подробные рекомендации и советы тем, кто хочет уйти из жизни. С одной стороны, авторы этих ресурсов предлагают психологическую поддержку нуждающимся, с другой стороны, здесь же описаны разные способы покончить жизнь самоубийством. Авторы некоторых публикаций рекомендуют, например, пользоваться сводными таблицами, в которых рассчитана длина верёвки для повешения, сила тока и принципы получения фенобарбитала из доступных в аптеках лекарств. Даются конкретные рекомендации по самому безболезненному и быстрому уходу из жизни. Подобные сайты укрепляют в сознании подростков понятие о нормальности самоубийств.
Существуют три основные концепции суицида: психопатологическая, психологическая и социологическая.
Психопатологическая концепция исходит из положения о том, что все самоубийцы — душевнобольные люди, а суицидальные действия — проявления острых или хронических психических расстройств. Предлагались различные методы физиотерапевтического и медикаментозного лечения суицидомании (кровопускания, слабительные, желчегонные средства, холодные влажные обертывания и т.д.). В основном суицидальное поведение относится к сфере пограничной психиатрии: лишь 5 % суицидов и попыток падает на психозы, в то время как на психопатии — 20–30 %, а все остальные на так называемые подростковые кризы. В подростковом возрасте происходит активное половое развитие, которому свойственно изменения гормонального баланса. А вместе с гормонами «скачет» и настроение: появляется раздражительность, агрессия, плаксивость. Вчерашние дети становятся более впечатлительными, они остро реагируют на, казалось бы, заурядные вещи. Достоверная связь между суицидальным поведением и конкретными психическими расстройствами не выявлена. Тем не менее, для некоторых патологических состояний и расстройств, например для острого психотического состояния и для депрессии, суицидальный риск выше.
Социологическая концепция исходит из того, что в основу суицидального поведения закладываются снижение и неустойчивость социальной интеграции, а самоубийство во всех случаях может быть понято лишь с точки зрения взаимоотношений индивида с социальной средой, при этом социальные факторы играют ведущую роль. Исходя из этой концепции, большинство суицидальных действий направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими. Это в первую очередь относится к суицидальным действиям подростков, поскольку они направлены обычно не против своей личности, а против окружения, против ситуации, сложившейся в определенной социальной группе. Речь идет не о покушении на самоубийство, а лишь о применении суицидальной техники для достижения цели. У подростков социальной причиной может стать изоляция в классе, изоляция в референтной группе, дезадаптация в новом коллективе (например, при переходе в другую школу или помещении подростка в социальный приют). Метафорически это можно обозначить как «чужой среди своих».
Психологическая концепция отражает точку зрения, согласно которой в формировании суицидальных тенденций ведущее место занимают психологические факторы (от фрейдовского «танатоса» до современных представлений о природе психологической дезадаптации). Сторонники этой концепции считают, что самоубийство — это «направленное на себя убийство».
В детском возрасте самоубийство побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других, нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например прогулами школы или конфликтами. Психологическими особенностями таких детей являются впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать. Способствуют этому также тревожные и депрессивные состояния. Признаками депрессии у детей могут быть печаль, ощущение бессилие, нарушения сна и аппетита, снижение веса и соматические жалобы, страхи, неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности или отвергнутости, чрезмерная самокритичность, замкнутость, беспокойство, агрессивность и низкая устойчивость к фрустрации.
У подростков мы наблюдаем несколько иную картину суицидального поведения. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей. К «детским» признакам депрессии присоединяются чувство скуки и усталости, фиксация внимания на мелочах, склонность к бунту и непослушанию, злоупотребление алкоголем и наркотиками. В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. В пред пубертатном возрасте преобладают «семейные» проблемы, а в пубертатном — «сексуальные» и «любовные». Еще одним важным фактором выступает влияние подростковой субкультуры. Мотивы и причины самоубийства связываются, прежде всего, с потерей смысла жизни, связанная с этим экзистенциальная тревога переживается как ужас перед безнадежностью, ощущение пустоты и бессмысленности, страх вины и осуждения. Для суицидентов характерны три основных свойства:
• повышенная напряженность потребностей;
• повышенная потребность в эмоциональной близости при сверхзначимости отношений;
• низкая фрустрационная толерантность и слабая способность к компенсациям.
Суммируя данные, полученные различными авторами, можно представить некий обобщенный психологический портрет суицидента. Для него характерна как заниженная самооценка, так и высокая потребность в самореализации. Это сенситивный, эмпатичный человек со сниженной способностью переносить боль. Его отличают высокая тревожность и пессимизм, тенденция к самообвинению и склонность к суженному (дихотомическому) мышлению. Также отмечаются трудности волевого усилия и тенденция ухода от решения проблем.
Как развивается суицид?
В развитии суицида можно выделить несколько этапов.
Пресуицид, когда появляются сначала недифференцированные мысли, размышления об отсутствии ценностей жизни, типа «жить не стоит, устал от такой жизни» и т.п. Не имеется четкого представления о смерти, а имеется самоотрицание жизни. Такие мысли иногда приходят в тех или иных ситуациях и нормальным людям. Но если процесс продолжается, то на следующем этапе пресуицида мы видим пассивные суицидальные мысли, которые выражают внутреннюю готовность человека к суициду. Это представления и фантазии на тему лишения себя жизни. Например: «хорошо бы умереть, заснуть и не проснуться» и тому подобное.
Активные формы суицидальности. Здесь уже идет разработка плана суицида, продумывается способ, выбирается время и место действия. Суицидальные намерения. Когда решение о самоубийстве принято, возникают суицидальные действия, по претворению принятого плана самоубийства.
После того, как все эти этапы пройдены, человек подошел к суицидальному действию, как к итоговому представлению о невозможности существования в данной ситуации. Выделяют истинный суицид, аффективный суицид и демонстративно - шантажное поведение.
Как правило, суицид не происходит без предупреждения.
Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей всегда оказывается в курсе дела. Как правило молодые люди пытаются, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов. Если в этот период кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то больше покушаться на свою жизнь они никогда не будут.
Чем лучше настроение у суицидента, тем больше риск! Самоубийство подростка, который вроде бы уже выходит из кризиса, для многих является полной неожиданностью. Большинство молодых людей пытаются покончить с собой всего один раз в жизни; для тех же подростков, которые могут совершить вторичную суицидальную попытку, самое опасное время – 80-100 дней после первой попытки. Дело в том, что после первой попытки суицида подростки ощущают постоянную поддержку окружающих. Друзья, родители, учителя уделяют им повышенное внимание, и у них возникает чувство, что все их любят. Однако спустя три месяца жизнь возвращается в прежнее русло. Друзья, родители и учителя по-прежнему окружают совершившего суицид немалой заботой, однако жизнь, как говорится, “берет свое”, появляются у них дела и поважнее. Тем более, что настроение у подростка отличное – вот всем и кажется, что худшее позади. Однако совершивший суицидальную попытку подросток возвращается в нормальное состояние медленнее, чем может показаться. Страхи и неприятности, подтолкнувшие его к суициду, еще не прошли окончательно, еще дают о себе знать. Вот почему этот этап наиболее опасен: все опекавшие подростка занялись своими делами, у него же возникает впечатление, что от него отвернулись, и ему может прийти в голову мысль совершить еще одну суицидальную попытку, чтобы “вернуть” к себе внимание окружающих.
Внешне может показаться, что подросток после первой попытки одумался и “пошел на поправку”, – он же в это самое время задумал второй суицид и активно приступил к осуществлению своего намерения. Вид у него при этом совершенно счастливый, ведь про себя он думает: “Ничего, скоро все это кончится”.
Как распознать суицидальное поведение у подростка?
Мысль о самоубийстве возникает не на пустом месте. Существуют признаки, по которым можно выявить предрасположенность к совершению в будущем самоубийства:
1.Подросток много времени проводит в одиночестве, уходит от контактов;
2. Он может обсуждать с другими людьми тему самоубийства (рассказывать о своих снах, в которых происходят события со смертельным исходом, делиться способами лишения себя жизни и т.д.); 3. Отмечается суетливое поведение, постоянная спешка куда-то; 4. Немотивированная агрессия по отношению к близким;
5. Подросток отказывается выполнять возложенные на него домашние обязанности, «уходя в себя»;
6. Двигательная заторможенность или, наоборот, чрезмерная активность;
7. Повышенная тревожность;
8. Немотивированные страхи;
9. Вегетативные реакции: бессонница, высокое давление, слезливость, головная боль, нарушение аппетита.
Алкоголь и другие психоактивные вещества способны только усилить такие проявления суицидального поведения. Как правило, к вечеру состояние подростка ухудшается, утром же могут отмечаться улучшения.
Как помочь подросткам при суициде?
В реальности суицид подростков редко ассоциируется с действительным желанием умереть. Хочется что-то доказать себе или окружающим. В результате он начинает испытывать двойственное чувство. С одной стороны, ему хочется уйти из жизни, чтобы на него обратили внимание. А с другой стороны, он втайне надеется, что его обязательно успеют спасти.
В здоровой семье, где родители любят ребенка, уделяют ему должное внимание и учитывают его мнение, суицидов, как правило, не происходит. Поэтому можно сказать, что причиной большинства попыток суицида в подростковом возрасте является неправильное поведение взрослых. Чтобы помочь ребенку избежать столь негативного опыта нужно, прежде всего, начинать с самих себя. Стараться не только слушать его, но и услышать то, о чем он говорит, пытаясь достучаться до мамы с папой. Принятие подростка таким, какой он есть, одобрение, поддержка, активное участие в его жизни способствуют здоровому развитию личности.
Если Вы столкнулись с проблемой суицида у подростка для того, чтобы помочь ему выйти из кризисной ситуации при общении с ним постарайтесь придерживаться следующих принципов:
1. Подбирайте ключи к разгадке причин его желания совершить суицида.
2. Примите суицидента как личность.
3. Установите по-настоящему заботливые взаимоотношения.
4. Будьте внимательным слушателем.
5. Не спорьте.
6. Задавайте вопросы.
7. Не предлагайте неоправданных утешений.
8. Предложите конструктивные подходы
9. Вселяйте надежду.
10. Оцените степень риска самоубийства.
11. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска.
12. Обратитесь за помощью к специалистам.
13. Не расслабляйтесь, продолжайте работать над вашими взаимоотношениями, даже когда опасность миновала.
|