Психиатрия и архитектура
« НазадО РОЛИ ФОРМЫ 08.06.2015 15:11Мне всегда представлялось, что настоящая архитектура должна строиться на законах гармонии. Уродливое не может быть красиво, даже если под это пытаются подвести некую философскую базу. Гармония, в свою очередь, базируется на определенных математических правилах, симметрии и тому подобных фундаментальных природных закономерностях. Многие выдающиеся умы человечества издавна пытались понять эти законы, чтобы получить некий, хотя бы приблизительный, алгоритм приобщения к истинной красоте. Если в изобразительном искусстве или музыке подобный алгоритм существует в достаточно демократичном варианте, в архитектуре и дизайне требуется его более строгое исполнение, просто потому, что эти области имеют более прикладной характер. Даже если архитектор, исходя из своих эстетических воззрений, захочет создать "мягкий и обволакивающий" интерьер, он вынужден опираться на законы геометрии, считать соотношения ширины, длинны и высоты, углы наклона, синусы и косинусы - иначе его сооружение попросту завалится. В определенном смысле занятие архитектурой и дизайном требует от человека, на мой взгляд, в первую очередь внутренней дисциплины, стройности мышления и логики, а уже во вторую очередь "творческого видения окружающего". К большому сожалению у нас архитекторов в первую очередь учат рисунку и живописи (то есть "творческому видению"), а инженерные навыки дают только ознакомительно. В результате в России обычно существует тандем из архитектора и инженера: архитектор выдумывает необыкновенно красивые «воздушные замки", а инженер осаживает его творческий порыв, утверждая, что "это построить нельзя потому, что упадет!" Вот так они борются друг с другом, иногда из этого что-то получается, иногда не очень. В некоторых европейских странах архитектурное образование предполагает сначала получение полноценного диплома инженера-строителя, а потом уже в качестве постдипломного образования - диплом архитектора. Я думаю это правильно, потому, что такой специалист выдвигая какую-то творческую идею изменения пространства, сразу же представляет, как ее можно осуществить технически. К тому же, он сам делает все необходимые математические расчеты, что тоже способствует более быстрому и качественному осуществлению идеи. Это некая преамбула к интересным фактам из области архитектуры и дизайна, которые я обнаружил, может быть потому, что изначально смотрел на архитектуру глазами психиатра, а может быть потому, что с самого начала своей деятельности в этой сфере вынужден был решать очень конкретные, максимально приближенные к жизни задачи. Как бы то ни было вот эти факты. Одним был гениальный русский инженер В.Г. Шухов (автор телебашни на Шаболовке и еще много чего). Он, работая для частной фирмы, проектировал резервуары для нефти в Баку и создал методику расчета оптимального соотношения их диаметра, высоты и толщины стенок для разного объема баков. С этого времени все резервуары для нефти в мире проектируются по методике Шухова.
Вторым был архитектор К. С. Мельников, который построил в 1927—1929 годах в Кривоарбатском переулке в Москве собственный совершенно круглый дом. В конспекте лекций на кафедре архитектуры Военно-инженерной академии, где в своё время преподавал К. С. Мельников, архитектор подробно обосновывает преимущества цилиндрической конструкции: «Экономия материалов: Прямая связь архитектурного изучения геометрии с экономическим эффектом. Задача состоит в том, чтобы… площадь пола была окружена минимальным периметром стен. Требуемая площадь,скажем, 1600 кв. м. Высота — величина постоянная… Возьмем параллелепипед, куб и цилиндр… Итак, по трем вариантам периметр составит соответственно 200, 160 и 140 м. Совершенно реальная экономия от формы объёма». |