Психиатрия и архитектура

« Назад

О РОЛИ ФОРМЫ  08.06.2015 18:11

Мне всегда представлялось, что настоящая архитектура должна строиться на законах гармонии. Уродливое не может быть красиво, даже если под это пытаются подвести некую философскую базу. Гармония, в свою очередь, базируется на определенных математических правилах, симметрии и тому подобных фундаментальных природных закономерностях. Многие выдающиеся умы человечества издавна пытались понять эти законы, чтобы получить некий, хотя бы приблизительный, алгоритм приобщения к истинной красоте. Если в изобразительном искусстве или музыке подобный алгоритм существует в достаточно демократичном варианте, в архитектуре и дизайне требуется его более строгое исполнение, просто потому, что эти области имеют более прикладной характер. Даже если архитектор, исходя из своих эстетических воззрений, захочет создать "мягкий и обволакивающий" интерьер, он вынужден опираться на законы геометрии, считать соотношения ширины, длинны и высоты, углы наклона, синусы и косинусы - иначе его сооружение попросту завалится. В определенном смысле занятие архитектурой и дизайном требует от человека, на мой взгляд, в первую очередь внутренней дисциплины, стройности мышления и логики, а уже во вторую очередь "творческого видения окружающего". К большому сожалению у нас архитекторов в первую очередь учат рисунку и живописи (то есть "творческому видению"), а инженерные навыки дают только ознакомительно. В результате в России обычно существует тандем из архитектора и инженера: архитектор выдумывает необыкновенно красивые «воздушные замки", а инженер осаживает его творческий порыв, утверждая, что "это построить нельзя потому, что упадет!" Вот так они борются друг с другом, иногда из этого что-то получается, иногда не очень. В некоторых европейских странах архитектурное образование предполагает сначала получение полноценного диплома инжене0001ра-строителя, а потом уже в качестве постдипломного образования - диплом архитектора. Я думаю это правильно, потому, что такой специалист выдвигая какую-то творческую идею изменения пространства, сразу же представляет, как ее можно осуществить технически. К тому же, он сам делает все необходимые математические расчеты, что тоже способствует более быстрому и качественному осуществлению идеи. Это некая преамбула к интересным фактам из области архитектуры и дизайна, которые я обнаружил, может быть потому, что изначально смотрел на архитектуру глазами психиатра, а может быть потому, что с самого начала своей деятельности в этой сфере вынужден был решать очень конкретные, максимально приближенные к жизни задачи. Как бы то ни было вот эти факты.

Как-то я за0002думался об оптимальном соотношении площади помещения и его периметра. Вопрос этот возник совершенно случайно, я увидел в строительном магазине очень хорошие дубовые плинтуса по выгодной цене. На самом деле плинтуса мне тогда были не нужны, но их качество и цена были настолько привлекательны, что я решил купить впрок. Поскольку точно я не знал сколько плинтусов мне потребуется в будущем, то решил купить на стандартную комнату площадью 20 квадратных метров. Я тут же прикинул, что при размерах комнаты 5х4 надо будет 18 погонных метров. Уже по дороге в кассу, я неожиданно задал себе вопрос, «а сколько надо было бы плинтусов, если бы помещение было узким и длинным, например, на коридор шириной 1м и длинной 20м?». Когда обнаружилось, что при той же площади в 20 кв. метров периметр будет составлять 42 метра, я даже остановился. Сами понимаете, что заплатить за 18 или за 42 погонных метра – это как говорят в Одессе «две большие разницы!». Я тут же представил, что плинтуса лишь дают представление о периметре стен, а 18 или 42 метра стен по затратам «две еще больших разницы!». Плинтусов я покупать не стал, но заинтересовался теорией вопроса. Как это ни странно, знакомые архитекторы, инженеры строители и даже математики только пожимали плечами – их этому не учили. Это было удивительно, поскольку, мне казалось, что уж это- то они должны знать. Гораздо позже я обнаружил лишь двоих людей, в свое время озаботившихся подобным вопросом. 

  Одним был гениальный русский инженер В.Г. Шухов (автор тел0003ебашни на Шаболовке и еще много чего). Он, работая для частной фирмы, проектировал резервуары для нефти в Баку и создал методику расчета оптимальн0006ого соотношения их диаметра, высоты и толщины стенок для разного объема баков. С этого времени все резервуары для нефти в мире проектируются по методике Шухова.

 

 

 

0005 Вторым был архитектор К. С. Мельников, который построил в 1927—1929 годах в Кривоарбатском переулке в Москве собственный совершенно круглый дом. В конспекте лекций на кафедре архитектуры Военно-инженерной академии, где в своё время преподавал К. С. Мельников, архитектор подробно обосновывает преимущества цилиндрической  конструкции: «Экономия материалов: Прямая связь архитектурного изучения геометрии с экономическим эффектом. Задача состоит в том, чтобы… площадь пола была окружена минимальным периметром стен. Требуемая площадь,скажем, 1600 кв. м. Высота — величина постоянная… Возьмем 0004параллелепипед, куб и цилиндр… Итак, по трем вариантам периметр составит соответственно 200, 160 и 140 м. Совершенно реальная экономия от формы объёма».

Кстати, Шухов и Мельников были знакомы и даже плодотворно сотрудничали. Однако об этих великих людях я узнал гораздо позже и поэтому вопрос оптимального соотношения площади и периметра, мне пришлось решать самостоятельно. Было очевидно, что наилучшими характеристиками из всех геометрических фигур обладает круг, из прямоугольных фигур - квадрат. Но дальше выяснились интересные соотношения. Если сравнить квадратные комнаты площадью 4, 9, 16, 25. 49 и 100 кв.м то соотношение между их площадью и периметрами стен будет таким:

Стены Площадь Периметр стен

2х2 4 м кв. 8 м/п.

3х3 9 м кв. 12 м/п.

4х4 16 м кв. 16 м/п.

5х5 25 м кв. 20 м/п.

7х7 49 м кв. 28 м/п.

10х10 100 м кв. 40 м/п.

То есть существует размер 4х4, при котором площадь равна периметру, если размер комнаты меньше этого – соотношение невыгодно, если больше, то выгода нарастает. Причем, чем больше площадь квадратного помещения, тем большей экономии мы добиваемся при его постройке и отделке. В помещении 100х100 площадь будет 10000 кв.м, а периметр стен всего 400 погонных метров, то есть периметр в 25 раз меньше площади! Конечно, в реальных помещениях для жизни это отличие будет не таким огромным, но из рассуждений, которые я привел следуют отчетливые практические рекомендации: 1) Не выгодно проектировать комнату менее 16 кв.м (4х4): 2) Комната должна быть квадратной.

Кроме прямой экономической выгоды от учета этих принципов, есть еще один аспект преимущества квадратной комнаты. Исходя из психофизиологии восприятия, человек в квадратной комнате чувствует себя более комфортно. Поэтому проектирование длинных и узких помещений несет двойной, даже тройной вред: экономических, физиологический, эстетический. Когда Вы собираетесь произвести перепланировку собственной квартиры или намерены построить дачу, давая архитектору техническое задание помните – чем меньше будет коридоров, чем более квадратными будут комнаты тем лучше Вы будете себя чувствовать и психически и физически и материально!