Главная \ Психиатрия и архитектура \ РОЛЬ СВЕТА В ИНТЕРЬЕРЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИКУ

Психиатрия и архитектура

« Назад

РОЛЬ СВЕТА В ИНТЕРЬЕРЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИКУ  29.05.2015 09:47

_eOpePbGPl4 Создание интерьеров фактически означающих для хозяина его «среду обитание», на мой взгляд, является главной задачей архитектора или дизайнера. Для решения этой глобальной задачи необходимо решать художественные, культурные, психологические и даже философские задачи. Создание подходящего интерьера - дело это очень тонкое, зависящее от многих нюансов. Обсуждать эти нюансы можно бесконечно. Сейчас, мне бы хотелось остановиться на достаточно простой составляющей «правильного» интерьера, а именно на положительном физиологическом воздействии такого интерьера на людей в нем пребывающих. Известно, что физическое самочувствие человека прямо связано с окружающей его цветовой гаммой, но в еще большей степени – с уровнем освещенности помещения. К сожалению, в нашем климате в условиях большого города люди в основном сталкиваются с хроническим недостатком света в помещении. Это связано как с объективными обстоятельствами (известно, что у нас «9 месяцев зима, остальное лето»), так и с субъективным фактором (неправильным пониманием важности этого вопроса и заказчиками и профессионалами). В психиатрии известно заболевание под названием «сезонное аффективное расстройство» (САР). Оно проявляется в депрессии, возникающей осенне-зимний период. Причина - в недостатке света. Это расстройство эффективно лечится пребыванием под очень яркими светильниками. Конечно, у здорового человека до депрессии в осенне-зимний период дело не доходит, но некоторое снижение активности и настроения мы все, в той или иной степени, ощущаем. «Правильная» среда обитания успешно решает эту проблему.

 

В России традиционно использовалось «центральное» освещение - это когда посередине комнаты висит одна большая люстра. В последнее время при создании интерьеров стало модно использовать принятую в Европе «концепцию точечного освещения». Это когда одну большую люстру над головой заменяют множеством малых светильников, разбросанных по всему дому и включающихся по мере надобности. То есть, если кому-то надо читать сидя в кресле, он включает только торшер над креслом. Идея точечного освещения понятна – экономия электричества. Деньги, конечно, экономит, но психическое состояние ухудшает. Буду l4okdJJ4-Ww настаивать на том, что в наших условиях нужна только огромная люстра над головой. Причем на комнату в 20 кв. м желательно, чтобы ее мощность была от 400 до 600 ватт. Предпочтительны не энергосберегаюшие лампы, а обычные лампы накаливания или галогенки, они дают более естественный и субъективно более яркий свет. Этого мало, в идеале это должна быть хрустальная люстра, потому, что хрусталь дает весь спектр солнечного света. Раньше, после такого совета, я бы рисковал получить от наиболее продвинутой публики обвинения в мещанстве, но теперь в связи с интенсивным развитием соответствующих технологий, существуют хрустальные люстры самых разных форм и стилей, так что подобного обвинения я нисколько не боюсь.

Кроме искусственного освещения нельзя сбрасывать со счетов и количество естественного света в интерьере. Здесь все просто – чем больше окна, тем больше света. В настоящее время препятствия к увеличению размеров окон только психологические. Если в прежнее время при наличии больших стеклянных поверхностей невозможно было обеспечить достаточный уровень тепла в комнате, то современные оконные технологии позволяют это сделать достаточно легко. Окна изменились к лучшему, а вот психология у основной части наших сограждан осталась прежней – они безумно боятся холода и убеждены, что окна должны быть маленькими, «чтобы не дуло». Вот здесь очень многое зависит от настойчивости дизайнера, его способности донести до клиента свое понимание концепции интерьера и уговорить на правильное решение.

Вот два, на мой взгляд, «правильных» интерьера, пребывание в которых, по крайней мере, позволит их обитателям сохранить психическое, да и физическое здоровье.