« Назад
"ИЗГНАНИЕ ДЬЯВОЛА" 30.05.2015 09:30
После публикации материала по истерическому неврозу, где я упомянул о том, что наблюдал "одержимых" и имею успешный опыт "изгнания бесов", ко мне обратились с просьбой рассказать об этом подробнее.
Прежде, чем перейти к истории болезни, хотелось бы очень коротко объяснить, как я понимаю некоторые принципиальные составляющие этой темы. С одной стороны, я ученый, т.е. человек, критически оценивающий окружающий мир и опирающийся в своих суждениях на его объективные проявления. С другой стороны, я человек верующий, т.е. признающий наличие Бога и дьявола и понимающий, что наше логическое познание ограниченно и истинное достоинство Человека в признании своего ничтожества перед Высшими силами.
Это уж совсем отвлеченные понятия, но заниматься изгнанием бесов без подобных базовых представлений я считаю просто невозможным. Мои более конкретные понятия по этому вопросу следующие:
1. Великий психоаналитик К.Г. Юнг доказал, что в основе многих психических феноменов лежат доставшиеся нам по наследству иррациональные архетипические представления. Например, верования или суеверия наших отдаленных предков.
2. Понятие "греха" тесно связано в этих архетипических представлениях с дьяволом, вельзувулом или сатаной. Т.е. человек может быть абсолютно нерелигиозным, однако на иррациональном, подсознательном уровне придерживается тех же религиозных представлений, что и его отдаленные предки.
3. При определенных обстоятельствах эти подсознательные архетипические представления и ощущения могут проникать в сознание человека помимо его воли. Случаи "одержимости дьяволом" как раз относятся к подобным расстройствам.
4. Если удается выйти на уровень подсознания такого больного, тогда появляется возможность разобраться в истинных причинах его страдания и попытаться гармонизировать его подсознание, т.е. "изгнать беса".
5. Естественно, сам врач, взявший на себя обязательства такого врачевания должен разделять базовые архетипические представления больного, т.е. попросту говоря, верить в то, что он собирается сделать.
6. При этом способы, которыми пользуется целитель могут быть разными: монах делает это с помощью особой молитвы, шаман - с помощью камланий, психиатр - с помощью психотехник.
7. Поскольку я врач-психиатр, я пользовался теми навыками и знаниями, которыми владею профессионально. При этом, как человек верующий, я считал своим долгом бороться с дьявольскими проявлениями. Дьявола я не представляю с рогами и хвостом, это для меня просто глобальное воплощение Зла.
Приведу пример одного клинического случая. Пациентка Л., 27 лет оказалась в частной клинике, где я тогда работал, перед этим безрезультатно пыталась лечиться в нескольких серьезных государственных психиатрических учреждениях. По характеру всегда отличалась живостью, целеустремленностью, склонностью к некой театральности, повышенной эмоциональностью, всегда любила быть на виду, в кругу друзей играла на гитаре и т.п. Получила высшее образование, удачно вышла замуж, родила здорового мальчика. Примерно за два года до нашего знакомства она неожиданно «уверовала в Бога» и стала очень религиозной. До этого к религии никакого отношения не имела, воспитывалась в не религиозной интеллигентной семье. В семье активно стала пропагандировать свои новые убеждения, поучала близких, порой становилась нетерпимой к их образу жизни. Без видимых причин поссорилась с мужем, фактически перестав с ним жить. Спустя некоторое время с пациенткой стали происходить странные приступы: она вдруг начинала выть, раздирать на себе одежду, царапать руками кожу на теле, возникали многочисленные судороги, выгибание всего тела, бессвязно выкрикивала грубым мужским голосом богохульные ругательства, обещания себе и окружающим жутких страданий. Уверяла, что в нее вселился дьявол и непрерывно ее мучает, требуя отречься от веры. В промежутках между подобными приступами больная буквально истязала себя молитвами и постом, непрерывно совершала паломничества в различные монастыри, добивалась аудиенции у известных благочестивых монахов. Нередко это паломничество совершала с малолетним сыном. Чем родные были очень обеспокоены. К чести православных священников, надо сказать, что ни один из них не согласился на настойчивые требования больной изгнать из нее беса. Все они говорили: «Тебе надо к врачу!». Мнение многих видных специалистов в основном склонялось в сторону шизофренического процесса. После длительного наблюдения за пациенткой в условиях клиники, доверительных аналитических бесед с ней и ее родными у меня возникло сомнение в диагнозе «шизофрения». Складывалось впечатление, что в данном случае мы имеем дело с глубоким личностным кризисом у очень стеничной и эмоционально неуравновешенной особы. Было проведено несколько консилиумов с привлечением психиатров высокого уровня, в том числе Е.А. Брюна. В результате подробного обсуждения симптоматики заболевания и ситуации в целом было принято решение о проведении пациентке оригинальной лечебной процедуры психофизической дезинтеграции. Здесь необходимо небольшое пояснение. При Советской власти было много отрицательного, об этом все знают. Но при Советской власти было нечто очень хорошее, к сожалению безвозвратно утерянное. Я имею ввиду серьезную поддержку фундаментальных научных исследований и научных разработок. Сейчас это невозможно потому, что многие исследования делались тогда на голом энтузиазме, совершенно не считаясь с материальными затратами и потраченным личным временем. Короче говоря, к моменту перестройки у нас накопился солидный научный задел совершенно оригинальных лечебных и диагностических методов. Они не были запущены в серию потому, что некоторые требовали сложной системы сертификации, другие предполагали задействованность научно-исследовательских институтов, принадлежащих другим ведомствам, часть работ была под грифом «совершенно секретно». Одним словом, методики были опробованы в виде пилотных научных проектов, но пользоваться ими в реальной медицине было нельзя или из-за их дороговизны, или из-за того, что они не были сертифицированы. Методика психофизической дезинтеграции представляла собой сложное многоуровневое воздействие на подсознание пациента, занимала 5 дней и заканчивалась катарсисом, во время которого пациент «как бы воочию» видел то, чем заполнено его подсознание. Для проведения процедуры использовались как мощные психофармакологические средства, так и индивидуально подобранное резонансное электромагнитное воздействие на гипоталамо-гипофизарные отделы мозга. Завершающий этап процедуры проводился в условиях отделения реанимации. Пациентке и ее родным были даны подробные разъяснения о сути методики. Для больной, в силу ее повышенной религиозности и самой тематики ее страданий, было крайне важно чтобы мировоззрение врача, который берется провести процедуру, совпадали с ее представлениями о грехе, Боге и дьяволе, Добре и Зле. Те принципы, которыми я руководствуюсь и которые приводил выше, оказались для пациентки приемлемыми. Процедура «изгнания дьявола» была проведена успешно. В измененном состоянии сознания (ИСС) пациентка пережила эмоциональный стресс колоссальной напряженности, «увидела» Бога и дьявола, передней в калейдоскопических образах промелькнула вся ее жизнь, Грех и Благодать, возникло мгновенное понимание прежних ошибок и неблаговидных поступков, испытала «чувство отпущения грехов». Если говорить используя научную терминологию, то в результате процедуры удалось стимулировать смыслообразование. Еще в течение 2-3 месяцев у пациентки наблюдались умеренно выраженные колебания настроения, астения. Однако одержимости бесом больше не было. Катамнестическое наблюдение за пациенткой осуществлялось в течение 10 лет, «беснования» больше ни разу не происходили.
|